Знаменитый судья оценил новшества ЧМ-2018 и поделился секретами рефери

Кстaти, мы чeстнo пытaлись вспoмнить xoть oдин грoмкий скaндaл, связaнный с имeнeм нaшeгo гoстя. Нe пoлучилoсь…

— Льстит? Или лучшe   –   был бы скaндaл, зaтo в пaмяти бы жили   нaрoднoй?

— Дa, кaк-тo слoжилoсь, чтo   в свoeй кaрьeрe oбoшёлся бeз скaндaлoв, удaлoсь сoxрaнить xoрoшиe oтнoшeния сo всeми кoмaндaми и игрoкaми, с кoтoрыми встрeчaлся нa футбoльныx пoляx. Кoнeчнo, случaлись кoнфликты, в футбoлe бeз ниx нe oбoйтись, нo oни были нaстoлькo нeзнaчитeльны, чтo и   нe   стoит вспoминaть.

— A кaк вooбщe пoлучилoсь, чтo вы oкaзaлись нa пoлe нe с мячoм, a сo свисткoм и кaртoчкaми?

— Дa сoвeршeннo случaйнo! В 24 пришлoсь   зaкoнчить   с aктивным зaнятиeм   футбoлoм, a тут тoвaрищ прeдлoжил пoпрoбoвaть пoсудить пeрвeнствo Мoсквы срeди спoртшкoл. Приexaл, пoпрoбoвaл, врoдe пoлучилoсь. Ну a дaльшe пeрвeнствo СССР, чeмпиoнaт Рoссии, eврoпeйскиe кубки, чeмпиoнaт Eврoпы.   

— A были тoгдa вooбщe кaкиe-тo курсы судeйскиe?

— Услoвныe дoстaтoчнo. В тo врeмя учeбнoгo пoсoбия для судeй крoмe знаменитой книжечки   «Правила игры»   Николая Гавриловича Латышева (легендарный рефери, судил финал ЧМ-1962)   ничего и не было.   Зимой нас собирали   в «Олимпийском», где проходили лекции по правилам игры. Большого интереса у нас, конечно, это не вызывало.   Главное было прийти – и отметиться.

Основное же обучение происходило непосредственно на футбольном поле. Практика. Районные соревнования,   первенство Москвы среди спортшкол… Сначала на линии. Потом — постепенно уже главным. Бригадир, как правило,   назначал молодого арбитра в компанию с опытными судьями.

Судили по 2 игры в день. Первую на линии: смотришь, запоминаешь действия старшего коллеги; потом выходишь со свистком. Смотрят за тобой. После игры разбор, анализ, подсказка. Дальше — на мужские команды, их тогда в Москве много было, и уровень этих команд был достаточно высокий. А уж если ты прошел первенство по футболу среди таксопарков, то считай — готовый арбитр для второго дивизиона.

— А как сейчас   обстоят дела с подготовкой судейских кадров?

— Всё иначе, конечно же! Технологии пришли. Даже завидую порой   ребятам. Огромное количество видеоматериалов по правилам игры и методике судейства.   Но знаете, когда в 2010 году мне предложили возглавить Московскую коллегию судей по футболу,   не   думал что   будет так непросто.   Всё обучение   судей   было выведено за   рамки Московской федерации футбола и передано по сути коммерческой организации, которую   по сегодняшний день   возглавляет   Андрей Будогосский.

Конечно, отдам должное, он многое сделал для создания системы обучения арбитров, но   практически замкнул на своей организации всё обучение, которое было и   по   нынешний день остаётся платным. Ни один арбитр не мог быть рекомендован на обслуживание матчей   профессиональных команд, не закончив его Центр.   Выбора не было.   Но в 2010 году — после разрыва отношений с МФФ и ухода с поста председателя Московской коллегии судей — Андрей Дмитриевич прикрыл и обучение.   Возник вопрос, как готовить судей. Обратился за помощью к   Будогосскому,   но   получил отказ.

Пришлось начинать   всё с чистого листа. Сначала возобновил курсы.   Искал   материал. Привлекал   действующих арбитров. Но   понимал, что это — каменный век. Нужен   был   профессиональный подход.

Результатом стало открытие в 2013 году Межрегионального   центра   по подготовке судей при Московской федерации футбола, который возглавил Валентин Иванов (знаменитый российский арбитр, работавший на ЧМ-2006).   Пригласили на работу Владимира   Енютина, которого считаю одним из ведущих методистов России. В преподавательский состав вошли   такие   специалисты, как Сергей Зуев, Наталья   Авдонченко,   Станислав   Сухина,   Леонид   Калошин, Анатолий   Цветнов и другие.   В этом году уже пятый выпуск будет.   Конечно же, особые слова благодарности главе   МФФ Сергею Анохину и генеральному директору федерации Александру   Старцеву, которые понимают   важность этой работы   и без помощи которых создание   Центра было бы невозможным.

— И как стать футбольным арбитром? Любой желающий из наших читателей, например, может попробовать?

— Абсолютно каждый.   В   июне мы открываем набор   в Центр, принимаем заявки по электронной почте.   В начале осени   проводим организационное собрание. Разбиваем на группы и с октября начинаем занятия, которые проходят в конференц-зале МФФ. В течение 3-х месяцев они изучают «Правила игры», по окончании сдают экзамены.

Все кто успешно сдал, переходят на второй курс. С февраля до середины апреля обучение продолжается по программе   «Методика судейства».    В   прошлом   году   у нас начали обучение 120 человек.   На второй курс пришли 94.   Хочу сразу отметить, что обучение в нашем Центре абсолютно бесплатное.

— Вы сами отчисляете или люди понимают, что это не для них?

— Мы никого не отчисляем. Как правило, те, кто в процессе обучения понимает, что судейство это не для них, на второй курс не приходят.   

— Вообще народ-то идёт в судьи?

— С каждым   годом интерес у   молодежи растет. Если в 2013 у нас было порядка 60 слушателей, то в 2017 уже 120. Отрадно, что стали приходить футболисты, которые закончили спортшколы.

Вообще на обучение мы всех принимаем, главное чтобы не было противопоказаний по здоровью,   даже если человек с лишним   весом пришёл, стараемся помочь. Судейство   –   это не марки собирать,   ты   должен за собой следить!   И мы к этому подталкиваем.   Важным фактором в привлечении молодежи является и финансовый вопрос.   Повысили оплату. Все арбитры судят в единой форме.   По окончании Центра все слушатели получают судейский инвентарь, а те, кто   потом   попадает   на соревнования любительских футбольных клубов 3 и 4 дивизионов, полностью экипируются за счёт коллегии.

Ежегодно проводим летние сборы в течение 4 дней по программе «Таланты и наставники», куда вызываем порядка 40 наиболее перспективных на наш взгляд ребят. Все расходы берет на себя коллегия.   В 2010 году   у нас   было около 180 судей, нам их катастрофически не хватало, сейчас   у нас   394   арбитра. Значительное увеличение, но нам нужно больше! Количество соревнований растет, да и   ротация необходима: кто-то уезжает, кто-то   занят   на   работе, судейство ведь не основная   их стезя.   Приятно осознавать,что наша работа не проходит бесследно.

— А где вообще начинается профессия?   Когда судья может официально сказать, что это его работа?

— Об основной работе трудно забыть, зарплаты арбитров не самые высокие. Пожалуй, именно ФНЛ   (Футбольная национальная лига)   становится той границей, где нужно   думать, куда идти дальше, но всё   же держать в голове мысль   «а вдруг ничего не получится»   стоит всегда. Да, в   ФНЛ неплохие, по нашим меркам, зарплаты, но ты должен   самостоятельно тренироваться, готовиться. А   если что   –   и   лечиться. Всё   это судья оплачивает из своего кармана. Нет   такой профессии – судья, нет профсоюза, который бы помог!  

— Может, судьям не хватает именно человеческого лица?   Запрещают говорить, давать комментарии… Программа про судейство одна, по платному каналу…

— Пожалуй, нужно быть более открытыми. Рассказывать не только о футболистах, но и арбитрах. Об обучении, о подготовке, об интересах.  

— В Европе начали использовать видеоповторы, какое отношение у судей в России к ним?

— Лично для меня техника   актуальна только в ситуации   со   взятием ворот, не всегда есть возможность понять, пересек мяч линию или нет. Бывают эпизоды, когда вратарь после   удара закрывает телом линию ворот   и не главный, ни его помощник просто   физически   не могут увидеть гол. С пенальти всё   сложнее: вспомните ситуацию в Голландии,   когда в матче за Суперкубок судья отменил гол «Фейенорда» из-за того, что за 20 секунд до этого не   назначил   пенальти в пользу «Витесса».   Это не нормально, надо начинать с малого.   Да и   система   VAR   может негативно сказаться на квалификации судей. Арбитр будет думать: «Зачем мне туда бежать, мне и тут хорошо, если что, видео посмотрю».  

— И снова об «их» футболе: уже пару лет игры Бундеслиги судит представительница прекрасного пола Бибиана   Штайнхаус, когда мы сможем наблюдать милых дам у нас на полях?

— А они есть!   Правда, девчонки работают в качестве помощников на молодежном первенстве,   а   с прошлого сезона там главным арбитром — Настя   Пустовойтова.   Кстати, у слабого пола тоже повысился интерес к судейству. В этом году наш Центр окончили 10 девушек.

— Судят мужчины женские игры? И как вообще происходит выбор у судьи, где ему работать:   в   пляжном, мини или   большом футболе?

— Насколько я знаю, женские игры судят сейчас   только девушки. Наталья   Авдонченко   это направление курирует, воспитывает новое поколение девчонок, много с ними работает. На моей памяти пару раз женщин судили парни, но это как исключение. Не хватало у нас девушек-   арбитров, теперь такой проблемы нет.

Что же касается направлений, то   сейчас уже на стадии обучения   определяются,   где будут судить. В основном,   кто каким футболом занимался, там и старается себя проявить. Ведь в нашем Центре есть отделения мини-футбола и пляжного футбола. Конечно, аудитория не такая большая, но тем не менее занятия также проходят еженедельно.   Пока ты в любительском футболе, можешь судить   всё, мы не запрещаем, лишь бы не во вред делу.

— На чемпионате мира в России уже активно используется система VAR (видеопомощи арбитру): не затягивает ли она игру, не сбивает темп?

— Конечно же,   сбивает! Были   моменты, когда судье приходилось   как бы отматывать время назад и назначать пенальти за эпизод,   который был ранее.

Есть моменты, когда арбитр может и сам решить, без VAR. Тот же эпизод с   Неймаром   в игре с   Коста-Рикой. Там и так было видно, что никакого нарушения не было, шла нормальная борьба за выбор позиции,   но арбитр пошел смотреть.   Зачем тогда такие судьи нужны, если они не разбираются в единоборствах?   Временами складывается впечатление снижения степени ответственности арбитров, на   мой взгляд связано это с недостаточной концентрацией внимания и уверенностью, что коллеги, сидящие за мониторами, всегда помогут разрешить тот или иной эпизод

В матче Швеции и Германии,   наоборот, в эпизоде с падением нападающего сборной Швеции в штрафной площади немцев   арбитр смотреть видео не стал,   продолжил игру,   хотя там   «точка»   была 300 процентов.

Мне до сих пор не понятно, кто инициирует просмотр, порой кажется, что главный арбитр, но тогда зачем ему нужна та бригада из 4 человек перед экранами? Да, у VAR есть будущее, но его нужно еще обкатывать и видоизменять. Решение должен принимать один человек. Вот есть у главного арбитра   видеооператор, момент какой-то спорный случился, главный просто идет к монитору и просит показать конкретный эпизод, и сам решает. Без подсказок в   «ухо».

Или как в волейболе: дать каждой команде на тайм право два-три раза посмотреть повтор, если есть какие-то сомнения. Но всё это нужно обсуждать. Пока же применение VAR преждевременно и не доработано. У меня к ней много вопросов…

— В целом как вообще ощущения от чемпионата? Можно говорить,   что судейство на уровне или всё же есть провалы?

— Ну конечно есть игры, где судьи удивляли. Сербам пенальти не дали в матче со Швейцарией. А чуть руку положат на плечо, так человек падает и арбитр назначает 11-метровый. Арбитраж не идеальный, даже с использованием VAR. Ошибок стало поменьше, но они все равно есть. От них   мы никуда не ушли. К некоторым   пенальти, назначенных после просмотра, есть вопросы… Мне порой кажется, что   бригада,   сидящая в комнате, просто говорит главному:   «а решай сам!».   Эпизод с корейцами вспоминается: забили гол и   стоят   смотрят бедолаги, пока судья, как царь, идет от монитора этого… Но конкретно в этом эпизоде VAR помог. Момент был очень сложный, именно в таких моментах эту систему и нужно использовать.

…От дня нынешнего наш разговор ожидаемо перетек к карьере арбитра   Сергея   Французова, начавшего   судить   в 1985   году   и имеющего   в своем активе   484 матча (220 в качестве лайнсмена и 264 в качестве главного арбитра).  

— Были в карьере моменты, когда было страшно на поле находиться или наоборот, приходилось   играть роль миротворца?

— Скажем так,   было некомфортно.   Когда Союз распадался,   мне досталась игра в Азербайджане, так называемая буферная зона, «Казах» играл с   «Динамо» Брянск.   Уже разгорался конфликт между Азербайджаном и Арменией.   Брянск тогда шел на втором месте, гнался за Камышином.   Полный стадион.   Первая моя игра была   в качестве главного по «буферу».   Сорвался из отпуска, отдыхал с семьей в Подмосковье. Обрадовался, игру дали!

Приехал туда один. Помощники, ростовские ребята, остались с предыдущей игры, тогда по две игры проводили команды, дома и на выезде, в целях экономии,   наверное. Перед игрой в судейскую заходят   незнакомые вооруженные люди с какими-то повязками на рукаве,   называют себя бойцами Народного фронта   и   говорят, что   город ждёт   только победы. Но судили мы всё равно — честно.   До сих пор, когда приезжаю в Ростов, с офицером по безопасности ФК «Ростов» вспоминаем этот матч. Он был помощником на той игре.

— А были какие-то ещё запоминающиеся моменты?

— Я многие игры вспоминаю.   Полуфинал   Кубка европейских чемпионов, «Боруссия» против «МЮ». Я тогда был ассистентом Николая   Левникова.   За «Юнайтед» француз Эрик Кантона   играл, а   второй ассистент   ошибочно   поднял флаг   на положение «вне игры», но Николай не остановил игру,   показал жестом: играть.   Так Кантона вместо   того, чтобы воспользоваться выгодной ситуацией   –   остановился и показывает рукой на помощника,   мол,   играть не буду, флаг же поднят, соперники остановились.   Пришлось арбитру дать свисток.   Высшая   степень уважения к сопернику!

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.